УРОК ПО БИОЛОГИИ
Тема: «Плесневые грибы и дрожжи»
Класс: 6 а
Учитель: Махалина Елена Николаевна
Цель урока:
- продолжить знакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их различными представителями; расширить знания о царстве грибов, об их разнообразии; познакомить их с отличительными особенностями, строением и способом питания плесневых грибов и дрожжей;
- продолжить формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка;
- раскрыть значение грибов в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека
Оборудование:
Таблица «Плесневые грибы и дрожжи», культура мукора, препаровальные иглы, пипетки, лупа, предметные и покровные стекла, микроскоп, компьютер
Ключевые слова и понятия:
Плесневые грибы, дрожжи, пеницилл, мукор, грибы-сапрофиты, гифы, почкование.
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы и формы |
1. |
Организационный |
Учитель организует учащихся |
Учащиеся настраиваются на рабочий лад |
|
2. |
Актуализация знаний |
1.Учитель озвучивает тему урока, цель.
|
1.Учащиеся записывают тему урока в тетради |
Объяснительно-иллюстративный; фронтальная
|
2. Вы уже познакомились со шляпочными грибами. Скажите мне, пожалуйста: - Почему грибы принято выделять в отдельное царство? |
2.Учащиеся отвечают на вопросы:
-имеют ряд признаков, характерных для представителей царства растений, а так же некоторые признаки, характерные для представителей царство животных; |
|||
- Какие признаки характерны
для грибов, сближающих их с царством растений? | -прикрепленный образ жизни, неограниченный рост в течении жизни, верхушечный рост |
|||
- Какие признаки характерны для грибов, сближающих их с царством животных? | - наличие хитина в клеточных стенках, не имеют хлорофилла | |||
-Какие грибы называют шляпочными? |
-которые имеют шляпку |
|||
-В чем отличие трубчатых и пластинчатых грибов?
-Какие грибы называются сапрофитами?
|
-на нижней части шляпки наличие трубочек или пластинок -грибы, которые питаются мертвой органикой
|
|||
3. Учитель зачитывает загадки: «И на горке, и под горкой Под березой и под елкой Хороводами и в ряд В шляпках молодцы стоят»
« С виду он похож на зонтик Только меньше во сто крат Коль гроза на горизонте, Он бывает очень рад Если дождик и тепло, Он считает – повезло!» |
Учащиеся называют отгадку: гриб |
|||
3. |
Изучение нового материала |
Но есть грибы, которые каждый день живут рядом с нами. Кто же они? Сообщение учащегося на тему: «Грибы в наших квартирах» Но давайте обратим внимание на то, что грибы бывают не только шляпочными. -Какие грибы, не шляпочные, вы можете назвать?
Действительно, среди плесневых грибов наиболее известны гриб мукор и пеницилл.
Гриб мукор (слайд 1) наиболее часто можно обнаружить на старом хлебе, особенно если он некоторое время нахдодился во влажном теплом месте. Если проследить за развитием этого гриба, можно заметить, что на хлебе сначала появляется пушистый белый налет | Доклад учащегося.
Плесневые грибы: мукор, пеницилл, дрожжи
Учащиеся по мере рассказа учителя записывают опорные схемы
|
Рассказ учителя с элементами беседы
Объяснительно-иллюстративный; фронтальная |
-Как вы думаете, что это такое? Это гриб мукор. Если мы и дальше будем наблюдать за грибом, то заметим, что через некоторое время цвет гриба изменится. Он потемнеет. Это начали появляться и созревать споры. Грибница гриба мукора состоит фактически из одной сильно разросшейся клетки с большим количеством ядер в цитоплазме. Нити мицелия тонкие, бесцветные, поэтому и молодая плесень имеет вид белого пушка. Но некоторые гифы растут вертикально вверх. На их концах возникают шарообразные расширения. В этих шариках созревают споры гриба. После того как споры созревают, спорангий разрывается, и споры высыпаются. С поры очень мелкие, невидимы простым глазом, их можно разглядеть только в достаточно мощный микроскоп. Кроме того, споры крайне легкие. |
- это начал расти плесневый гриб
|
|||
-Как вы думаете, как распространяются эти споры? Попав в благоприятные условия( тепло, определенная влажность), споры прорастают, в результате чего образуется новый мицелий. |
-при помощи ветра
| |||
- Как вы считаете, какой тип питания характерен для гриба мукор? (сапрофит питается готовыми органическими веществами неживых растений) Но этот гриб поселяется не только на хлебе. Он встречается и на других продуктах питания, например, на фруктах и овощах. варенье и т.д. Некоторые виды мукора могут вызывать заболевания человека и животных. В наших домах можно обнаружить еще один гриб. Это гриб пеницилл. (слайд 2) Этот гриб может обитать на продуктах питания и на почве. В отличие от мукора мицелий пеницилла состоит не из одной клетки, а разделен перегородками на отдельные клетки. Клетки пеницилла одноядерные. Отдельные гифы, как и у мукора, поднимаются вертикально вверх, образуя на концах особые разветвления в виде кисточек. Эти разветвления заканчиваются цепочками спор, которые по мере созревания отделяется и разносится током воздуха. Некоторые виды этого гриба специально разводят в лабораториях для медицинских целей. Дело в том, что в клетках некоторых видов пеницилла содержаться вещества, убивающие или подавляющие жизнедеятельность болезнетворных бактерий. Из этого гриба изготавливают лекарство пенициллин, который являются антибиотиком.
Кроме того, к грибам относятся и дрожжи. (слайд 3) Это одноклеточные организмы, обладающими всеми основными свойствами грибов. Тем не менее дрожжи не образуют мицелия. Дрожжей известно около 500 видов. Это одноклеточный организм, в форме шарика или овала. Отдельные клетки дрожжей соединены в ветвящиеся цепочки причудливой формы. Дрожжи размножаются в результате почкования.
|
-это гриб-сапрофит | |||
4. |
Закрепление |
1.Опрос: - Сколько клеток у мукора?,
пеницилла?, дрожжей? |
- одна, множество, одна |
Фронтальная;
Частично-поисковый; индувидуальная |
-Где находятся споры?
|
-на концах шарообразных расширений; -на особых разветвлениях в виде кисточек
|
|||
-Как размножаются дрожжи?
|
-почкованием: сначала на материнской клетке появляется бугорок, который постепенно увеличивается в размерах. Затем делится ядро материнской клетки. Часть ядра остается в материнской клетке, а часть отправляется в новую дочернюю клетку. Новая молодая клетка от материнской может отделиться или остаться рядом с ней. Так образуются длинные разветвленные цепочки.
|
|||
2. Выполнение лабораторной работы (смотри инструктивную карточку)
|
2. Учащиеся выполняют лабораторную работу
|
|||
3. Тест ( смотри тест) |
3. Учащиеся выполняют тест. |
|||
5. |
Инструктаж домашнего задания |
Подготовить пересказ §9 |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник |
|
Лабораторная работа
Тема: «Строение плесневых грибов»
Цели:
-познакомиться со строением плесневых грибов,
-продолжать формировать навык работы с натуральными объектами. Навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование:
Культура мукора, препаровальные иглы, пипетки, предметные и покровные стекла, микроскоп, лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите внешнее строение гриба мукор с помощью лупы. Найдите головки со спорами, определите, где расположен мицелий.
2. Приготовьте микропреперат, для этого:
а) при помощи препаровальной иглы перенесите несколько нитей грибы на сухое предметное стекло;
б) капните каплю воды на предметное стекло и накройте препарат покровным стеклом;
в) аккуратно удалите лишний воздух из под покровного стекла.
3. Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении.
4. Зарисуйте внешний вид мукора.
5. Сделайте вывод.
Тест «Грибы»
1. Грибы выделяют в
а) род;
б) семейство;
в) царство;
г) порядок
2. Признаком грибов, сближающим их с царством растений, является:
а) гетеротрофный способ питания;
б) верхушечный рост мицелия;
в) наличие мочевины в качестве промежуточного продукта метаболизма;
г) наличие хитина в клеточных стенках
3. Плодовое тело шляпочного гриба образовано:
а) шляпкой и мицелием:
б) ножкой и мицелием;
в) шляпкой и ножкой;
г) микаризой и спорангием
4. К грибам, получающим органические вещества из корней деревьев относятся:
а) мукор;
б) пеницилл;
в) дрожжи;
г) подберезовик
5. Какого способа добывания пищи среди грибов не встречается?
а) сапрофиты;
б) паразиты;
в) хищные;
г) фотосинтезирующие.
Дополнительные материалы к уроку
Презентация к уроку (907 Kb) Материал урока (58 Kb)