ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОГРАДУ
(Сценарный план познавательного экологического мероприятия)
Экскурсовод-ведущий: говорит о цели путешествия, приводит высказывания великих людей о природе.
Ведущий: образует две команды, предлагает дать им название, придумать эмблему, выбрать капитанов (3 мин. под музыкальное сопровождение)
1. Представление команд.
2.Разминка (словарь спец. терминов; смотри приложение1)
Ведущий: экскурсия начинается на Экологическом проспекте. Вам, конечно, запомнится этот чудесный сквер. Полюбуйтесь замечательными цветами на его газонах. Это целая цветочная азбука!
1 конкурс- цветочная мозаика: за 1 минуту написать как можно больше названий цветов на буквы: А,Б,В,Г
Ведущий: а в этом светлом здании находится библиотека. Мы заглянем сюда на минутку, чтобы познакомиться с двумя начинающими, но очень талантливыми поэтами, издавшими свои первые сборники.
2 конкурс (капитанов): сочинить четверостишье со строчками, оканчивающимися словами: порою, горою, толкает, мечтает
Ведущий: в этой библиотеке мы можем познакомиться с книгой рекордов Гинесса.
3 конкурс: завязать 5 узелков на веревке, кто быстрее.
-поочередно завязать «узелки на память» сказать по 5 глаголов с отрицательной частицей «не»: не рубить, не сорить и др.
Ведущий: А теперь мы находимся на экологически неблагополучном отрезке нашего проспекта. Сразу за этим зданием расположился завод пластмасс.
4 конкурс: Не дышать! (без добора воздуха как можно больше тянуть звук «и», кто дольше?)
Ведущий: На всем протяжении нашего экскурсионного маршрута мы встречаем природоохранные знаки.
5 конкурс: нарисовать природоохранные знаки (запрещающий, разрешающий) и сопроводить их текстом.
Ведущий: Мне приятно остановить наше внимание на следующем объекте нашей экологической экскурсии. Это ботанический сад. Именно здесь вы увидите 2 поистине волшебных дерева. Это ДУБ и БЕРЕЗА. Мы послушаем, как шумят их кроны, как вечно спорят эти изумительные растения.
6 конкурс: спор деревьев (2 человека ведут диалог о пользе дуба и березы)
Ведущий: Каждой команде выдаются карточки с названием продуктов и карточки с названием стран и континентов. Нужно определить родину продуктов.
Карточка 1. картофель, сахар, кофе, ананасы, бананы, чай, какао, апельсины, томаты
Карточка 2 . Венесуэла, Центральная Америка, Азия, Эфиопия,Индия
8 конкурс: «У Экоши»:
А) составить меню из 5 блюд на одну букву из экологически чистых продуктов;
Б) аукцион «Травы – приправы»
9 конкурс: Концертный зал: конкурс: по 2 номера художественной самодеятельности, в музыкальном антракте – кольцовка песен о природе (одна команда начинает, вторая заканчивает)
В конце путешествия по Экограду подводятся итоги.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
- У какой сосны более крепкая древесина – растущая быстро или медленно (Смотри крайнюю часть годичного кольца – позднее-летняя. Лучше мачтовый лес - северный).
- На спиленной сосне – годичные слои – не кольца, а овалы. Что это означает? (На опушке).
- Что представляет собой вздутие (галлы) на листьях дуба? (Отложены яйца насекомыми, содержат дубильные вещества, черная краска для лака).
- Почему под соснами могут расти ели, а не наоборот?
- Почему на коре деревьев образуются трещины?
- Сколько лет живет хвоя сосны? (2-3); Ели? (5-6)
- Сколько лет майскому жуку? (5)
- Какого маленького зверька и почему не едят хищники? (Бурозубка-землеройка).
- Почему листья с верхушек опадают последними? (Моложе).
- Из какого дерева строения могут стоять 300-500 лет? (Лиственница).
- Почему полено трудно разрубить поперек и сравнительно легко колется вдоль? (Поперек – степени сосудов, вдоль – одна группа сосудов от другой).
- Эстафета из букв (свиристель) – собирается в стаи с наступлением зимы и кочует в поисках рябины.
- Угадай, кто это? (несколько картинок: волк, муравей, дятел, лиса, ворона, божья коровка). Составить рассказ, не называя животных.
- Аукцион - перечислить растения, связанные с названиями животных (вороний глаз, гусиная лапка, букашник, волчье лыко, жабник, канареечник, кошачья лапка, коровяк, медвежье ушко, козлобородник, кукушкин цвет, куриное просо, львиный зев, мышиный горошек, орляк, собачья петрушка, страусник, свинорой, щучка, ястребинка).
- Конкурс природоохранных знаков (предупреждающие, запрещающие).
- Эстафета эрудитов (вопросы друг другу).
- Конкурс инсценированных басен (Листы и корни, Свинья под дубом, Любопытный, Мышь и крыса, Чиж и голубь).
- Угадай растение (черный ящик), т.е. путем задания вопросов.
- (по запаху: полынь, мята, пижма, ромашка, лук, сосна, укроп, смородина).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ВОПРОСЫ К КОМАНДАМ
- Какая земляника слаще: растущая под деревом или на поляне? Почему? (Образование крахмала и сахара происходит только на свету).
- Чем можно почистить в лесу зубы? (Толченый древесный уголь с высушенной мятой).
- Какая древесина лучше подходит для изготовления музыкальных инструментов? (Ели).
- Из какой древесины делают спички? (Из осины).
- Из какой древесины изготовляют бумагу и искусственный шелк? (Сосна, ель).
- Когда температура у воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова).
- Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет).
- Самая тяжелая птица в нашей стране? (Дрофа – 16-20 кг.).
- Самая высокая птица? (Маньжурский журавль – 1,5 м.).
- Самая маленькая птица? (Королек).
- Какая птица лает? (Самец белой куропатки на току).
- Какая птица смеется? (Филин, неясыть, чайка, испанский зимородок).
- Какая птица шипит, как змея? (Вертишейка).
- Какая птица ревет, как бык? (Выпь-самец).
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест).
- Какая птица может нырять и бегать по дну водоема? (Олят).
- Какие тропические птицы замуровывают своих самок в дуплах глиной? (Носорог).
- У каких птиц гнезда из рыбьих костей? (Зимородок).
- Какие птицы переносят своих птенцов в лапах? (Вальдшнеп).
- Каких птиц приручают для ловли рыбы? (Бакланы в
Китае).
Птицы – крылатая защита лесов, полей, садов и парков.
- 7 скворцов за время гнездования съедают 9000 майских жуков и их личинок.
- За день семья синиц уничтожает более 1,5 тысяч насекомых.
- Сова съедает за лето 1000 серых полевых мышей, сохраняя до 1 тонны хлеба.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
РОДИНА СЪЕДОБНЫХ РАСТЕНИЙ
- Кукурузные хлопья – южноамериканские джунгли.
- Воздушный рис - азиатские леса.
- Сахар – индийские леса.
- Бананы – азиатские леса.
- Ананасы – венесуэльские леса.
- Картофель – тропики Андов.
- Апельсины – азиатские леса.
- Томаты – Центральная Америка.
- Какао – Латиноамериканские джунгли.
- Кофе – Эфиопия.
- Чай - Азия.
- Яйца – Азия.
- Мясо, молоко, сыр – Яванские джунгли.
80 % пищи дали тропики.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4